Пролив Gubal
Пролив Gubal
Пролив Gubal
соединяет Суэцкий канал с Красным морем, на западе омывает египетское
побережье, а на востоке Синайский полуостров. На северо-востоке
располагаются Beacon Rock и Shag Rock, на юго-западе – остров Shadwan,
на юго-востоке располагаются два массивных коралловых образования,
которые в купе образовывают коралловый риф, в котором находятся две
лагуны с песчаным дном – Shaab Mahmud и Shaab Ali.Еще один, достаточно большой риф, расположенный на севере залива – Shaab Surur, или, как его называют местные рыбаки – En- Neghs.
Shaab Ali является наиболее известным рифом, который расположен к северо-западу от Shaab Mahmud и протягивается более, чем на
Дайв-сайты пролива Gubal
В трех милях к западу от заповедника Ras Mohammed , располагается ряд коралловых вершин, местные рыбаки называют это место Saba Erg , дайверы же называют его Alternatives ,
так как в этом месте погодные условия всегда позволяют совершить
погружения, поэтому, дайверы посещают это место, если нет возможности
погрузиться на близлежащих дайв-сайтах из-за плохой погоды.
Классическое погружение проводится вокруг двух срединных коралловых
вершин. Из-за расположения рифа в этом месте зачастую возникают
достаточно сильные течения, из-за чего видимость может быть не очень
хорошей, в особенности, если течения идут с южного направления и
сопровождаются ветрами и волнами. Если же море
спокойное и течений нет, либо они идут с севера, то возникает
прекрасная возможность исследовать фауну этого сайта. Здесь можно
насладиться видом огромного количества кораллов, здесь обитают большие
груперы, скаты, кальмары, леопардовые акулы. В северо-западной части
сайта находится место, которое носит название « Stingray Station », такое название это место получило, так как здесь собирается много скатов хвостоколов, в особенности весной.
Приблизительно в
Превалирующие кораллы – gorgonian .
Обитатели – групер, скат-хвостокол, кальмар, леопардовая акула, рыба-крылатка.
В
Превалирующие кораллы – soft coral, porites, sponge.
Обитатели – crocodilefish, scorpionfish, glassfish, групер .
Small Crack
Длинный коралловый риф, простирающийся с юго-запада на северо-восток, разделяет лагуну на два канала – Small Crack и Big Crack .
Местные рыбаки называют Small Crack « Fossma Saghir ».
Центральная часть канала разделена большим коралловым рифом еще на два
канала с глубинами 5-8м и с достаточно сильными течениями. Если течение
северное, то оно может унести из лагуны в открытое море, погружения же
лучше совершать тогда, когда направление течения южное. В идеале для
погружения лучше использовать зодиак. Если совершать погружение вдоль
стены, которая уходит на глубину 18-22м, можно увидеть много gorgonian , alcionarians и множество огромных кораллов. Достаточно часто это место посещают черепахи, леопардовые и белоперые акулы. Летом здесь очень много барракуд, jackfish . Срединная часть северного канала изобилует огненными кораллами.
Превалирующие кораллы – acropora, gorgonian, soft coral.
Обитатели – анемоновые рыбы , черепахи , whitetip reef shark, bream, trevally.
Shag Rock
Располагается в миле от Shaab Ali и в
Shag Rock – это
небольшой коралловый риф, отмеченный небольшим металлическим маяком на
юго-восточной стороне. Возле маяка находится большое песчаное плато,
уходящее на глубину 8-10м.
В северной части рифа на глубине 15м
располагается небольшое затонувшее судно, нос которого наседает на риф.
Долгое время корабль носил не свое имя – Sara H . Как оказалось, это британское торговое судно, настоящее имя которого – Kingston – построенное в 1871г. 22 февраля 1881г. судно натолкнулось на риф.
Превалирующие кораллы – acropora , soft coral .
Обитатели – рыба хирург, рыба кролик, групер, черепаха, chromodoris , trevally , snapper .
Thistlegorm
Thistlegorm
- британское грузовое судно, принадлежавшее компании Albyn Line. Длина
судна – 126,5м, ширина - 17,5м, трехцилиндровый паровой двигатель, 1860
лошадиных сил, что позволяло развивать скорость до 10,5 узлов. Судно
было построено для транспортировки необходимых средств для британских
войск в военное время. В мае 1941г. с экипажем в 39 человек,
заполненное амуницией, боеприпасами, винтовками, мотоциклами, грузовыми
автомобилями, танками для передвижения по пустыне, локомотивами,
запчастями для самолетов, медикаментами, резиновой обувью, судно
покинуло порт Glasgow. Груз предназначался для 8-ого британского полка,
остановившегося в Египте и в Ливии. Судно уже было на пути к верхней
части Красного моря, но сбросило якорь в заливе Gubal, так как не
смогло попасть в Суэцкий канал из-за судна, которое попало на немецкую
мину.
В ночь с 5-го на 6-е октября немецкий бомбардировщик Heinkel He III
заметил и атаковал судно. Бомба попала в 4-ый отсек, где, среди разных
вещей находилась амуниция. Взрыв был настолько сильным, что локомотивы,
весившие 126 тонн каждая, моментально ушли на 30-ти метровую глубину.
Само судно также довольно быстро опустилось на ту же глубину 6 октября
1941г. в 01:30. Экипаж корабля и капитан были спасены близлежащим
судном HMS Carlisle, однако, 9 человек погибли во время атаки.
Первым, кто открыл затонувшее судно, был Жак-Ив Кусто. На легендарном
судне Calypso он побывал в этих водах в 1955г., а затем упомянул о
затонувшем судне Thistlegorm в статье, опубликованной в 1956г. году в
журнале National Geographic. Однако, о затонувшем корабле вскоре забыли
и лишь в 1992г. году оно было заново открыто израильским шкипером. За
короткое время Thistlegorm стал излюбленным местом дайверов со всего
мира.
Thistlegorm располагается в
Как правило, на этом дайв-сайте проводится два погружения. Первое предполагает осмотр корабля снаружи, втрое – изнутри.
Погружение происходит в районе 4-х лопастного винта затонувшего судна, который располагается на глубине
Отсеки корабля
Исследование основных отсеков корабля происходит на втором погружении.
3-ий отсек.
В 3-ем отсеке находился уголь, использующийся для работы двигателя.
Если течение сильное, то можно без проблем переместиться во 2-ой отсек
корабля.
2-ой отсек
состоит из двух уровней. На верхнем уровне располагаются грузовые
машины и мотоциклы, некоторые из них с колясками. По левой стороне
нижнего уровня находятся трейлеры и запасные крылья для самолетов, а
также грузовые машины, в которые помещены мотоциклы с колясками и
резиновая обувь.
1-ый отсек
располагается в районе носа корабля и связан со 2-ым отсеком через
внутренний боковой проход. На верхнем уровне этого отсека также
располагаются грузовые машины и мотоциклы. На нижнем уровне находится
обшивка для двигателей самолетов, ящики с медицинскими принадлежностями
и несколько переносных электрических генераторов.
Сейчас Thistlegorm является одной из самых известных исторических
реликвий, и цена поездки на Thistlegorm (если вы совершаете daily dive)
в два раза больше, чем поездка в пирамиды на плато Гиза.
Обитатели - анемоновые рыбы, barracuda , grouper , batfish , trevally , butterflyfish , surgeonfish , crocodilefish , soldierfish .
Shaab Abu Nuhas
Такое название рифу дали рыбаки, которым попадается много меди в сети.
Риф располагается в срединной части залива Gubal , к северу от острова Shadwan . В районе этого рифа затонуло немало кораблей, четыре из которых вполне доступны и сейчас. Все затонувшие корабли располагаются в северной части рифа.
Самое старое судно – Carnatic , затонуло 12-13 сентября 1869г. Последнее из затонувших суден – Ghiannis D ., затонуло в 1983г.
На юге располагаются три небольших рифа – так называемые Yellowfish reefs , из-за того, что здесь обитает очень много рыб желтого цвета – butterflyfish , grunts , goatfish . Эти рифы используются, как альтернативный дайв-сайт в том случае, если погодные условия не позволяют совершить wreck -дайв. Погружения на затонувшие корабли желательно проводить с зодиака, в безветренную погоду.
Ghiannis D .
Греческое грузовое судно. Затонуло 19 апреля 1983г. в северо-западной части рифа Abu Nuhas . Когда речь заходит о причинах столкновения корабля с рифом, ссылаются на
невнимательность капитана. После столкновения, судно затонуло не сразу,
поэтому все члены экипажа были спасены египетским судном Santa Fe .
Ghiannis D . был построен и спущен на воду в 1969г. в Японии и назывался Shoyo Maru . Судно с шестицилиндровым двигателем развивало скорость до 12 узлов. Длина судна – 99,5м. ширина – 16м. В 1975г. судно было продано и получило название « Markos ». А в 1980г. греческая компания « Dumarc Shipping and Trading Corporation » купила судно и переименовала в Ghiannis D . Компания прибавила заглавную букву « D » в качестве инициала компании. Букву « D » все еще можно рассмотреть на затонувшем судне, именно поэтому, многие считали, что название судна – Dana .
Судно
лежит на глубине 27м. Нос корабля отделен от кормы, обе части лежат на
левой стороне и покрыты красивыми мягкими кораллами в том месте, где
произошел разлом. Обе части очень хорошо сохранились, что дает
возможность тщательно их исследовать. Погружение
желательно проводить в условиях спокойной воды, начиная с кормовой
части, которая лежит отдельно от корпуса судна и является наиболее
интересной для исследования. На корме судна
расположен шестиметровый ворот, который можно разглядеть с бота, если
море спокойно. В центре мостика, который также очень хорошо сохранился,
располагается штурвал. Попав во внутрь мостика можно почувствовать
легкую дезориентацию из-за отклонения кормовой части в левую сторону.
Далее, исследование продолжается в
двигательном отсеке, куда можно попасть через воронку, здесь прекрасно
сохранились все двигатели, механические конструкции и различные
инструменты. Дальнейшее погружение продолжается по направлению к носу
корабля, но к сожалению, весь корпус корабля полностью разрушен. Нос
корабля также лежит отдельно на левой стороне, на глубине 18м. В центре
носовой части располагается большая мачта, якорная цепь, проходящая
через клюз. Помимо самого корабля можно также понаблюдать за морской
фауной, которая здесь очень хорошо представлена.
Превалирующие кораллы - мягкие кораллы, губки.
Обитатели - анемоновая рыба, glassfish , рыба-крылатка, групер, batfish , parrotfish , гигантская мурена.
Carnatic
Располагается к востоку от затонувшего корабля Ghiannis D . и лежит параллельно греческому грузовому судну. Carnatic
- британское судно, построенное в 1862г. Длина судна – 89,9м, ширина –
11,6м, четырехцилиндровый двигатель. Оно принадлежит к первому
поколению суден, которые ходили, как под парусом, так и используя паровой двигатель. Направляясь в Бомбей, судно из-за навигационной ошибки село на мель в ночь с 12-13 сентября 1869г. Судно перевозило партию монет ценностью в
Часть корпуса корабля оставалась на рифе еще несколько месяцев, до тех
пор, пока сильным штормом не была увлечена на 27 метровую глубину.
Сейчас большая часть корабля покрылась ржавчиной и мягкими кораллами.
Погружение на судно начинается с кормовой
части, на которой сохранился большой трехлопастный винт, продолжается
вдоль палубы вплоть до мостика и двигательного отсека, который
располагается на глубине 25м. На дне лежат носовая и кормовая мачты. В
трюмы корабля, в которых обитает множество glassfish , достаточно просто попасть. Нос корабля лежит на рифе на глубине –
Превалирующие кораллы – acropora, soft coral, sponge.
Обитатели – групер, рыба крылатка, glassfish , trevally .

Располагается к востоку от затонувшего судна Carnatic. Судно было построено в 1954 г. в Германии. Длина судна - 98м, ширина - 14,8м, девятицилиндровый двигатель. Судно спустили на воду под именем Dora Oldendorf. В 1970г. оно было переименовано в Anna B., а в 1979г. греческая компания Clarion Marine Company купила судно и переименовала в Chrisoula K. Судно направлялось в Саудовскую Аравию и потерпело крушение 31 августа 1981г. Нос корабля разбился о риф, однако достаточно хорошо сохранился, также хорошо сохранился клюз с якорной цепью.
Однако, стоит обратить внимание на то, что судно, которое идентифицируется под именем Chrisoula K., возможно таковым не является, так как серийный номер двигателя указывает на то, что речь идет о судне Marcus, которое затонуло в этом месте несколькими годами раньше, нежели Chrisoula K., Судно Marcus затонуло в 1978г., направляясь в Саудовскую Аравию, с тем же грузом, с которым шло судно Chrisoula K.
Сильный шторм и проблемы со штурвалом стали причиной кораблекрушения. Мощный удар о риф послужил причиной серьезного повреждения шканцы (часть верхней палубы от кормы до фок-мачты), которая нынче покоится на глубине 27м вместе с достаточно хорошо сохранившимися останками судна. Обследование судна начинается с кормовой части, где можно увидеть огромный четырехлопастный винт и штурвал, по правому борту на дне лежит большой ворот для подъема груза, а также одна из двух мачт.
Двигательный отсек также хорошо сохранился, и есть возможность его обследовать.
Груз, с которым шло судно, все еще остался в корпусе корабля, включая хаотично разбросанную плитку, которая окружена стаями glassfish, также здесь обитают анемоновые рыбы, достаточно редко встречающиеся красные анемоновые рыбы, а также batfish. Следуя дальше, на глубине 15м можно увидеть еще один ворот для подъема груза. А на носу, по правому борту, в нескольких метрах от поверхности, сохранилась якорная цепь, лежащая на рифе.
А как же Chrisoula K.? Корпус этого корабля можно обнаружить на глубине 60м, лежащим на правом борту в четырехстах метрах к северу от рифа.
Превалирующие кораллы - acropora, soft coral, sponge.
Обитатели - анемоновая рыба, угорь, batfish, glassfish.
Kimon M.

Судно располагается в северо-восточной части рифа Abu Nuhas. Судно было построено в Германии в 1952г. Изначальное названия судна - Bruns-buttel, затем оно было переименовано в Ciudad de Cucuta. Когда судно было куплено греко-панамской компанией Janissios Shipping, оно получило название Kimon M.
Судно с восьмицилиндровым двигателем, длиной - 106,4 м, шириной - 6,8 м потерпело крушение в 1978г. Судно, перевозившее чечевицу в Бомбей, вышло из Турецкого порта. 12 декабря 1978г., развив максимальную скорость в 13 узлов, судно натолкнулось на другое затонувшее судно.
Долгое время носовая часть судна Kimon M. оставалась на рифе. Постепенно корпус судна ушел на дно. Кормовая часть располагается на глубине - 32м, первый отсек располагается на глубине 16м, тогда как носовая мачта - на глубине 4м, вместе с разбросанными остатками корабля и массивным якорем. Погружение начинается в кормовой части, где хорошо сохранились винт и штурвал корабля, далее, продвигаясь вдоль левого борта, можно обследовать входные части отсеков, заполненные glassfish. К сожалению, нос корабля полностью разрушен, однако, там можно, как уже было сказано, увидеть якорь. Так как судно приняло достаточно неустойчивое положение, обследование самих отсеков не рекомендуется.
Превалирующие кораллы - acropora, soft coral.
Обитатели - anthias, glassfish, batfish.