Один из самых красочных рэков во
всем Красном море. CedarPrideрасполагается недалеко от побережья Акаба, напротив
Иордании. Изначально, это огромное грузовое судно носило название SanBrunoи ходило под греческим флагом. В 1982 году судно было
выкуплено Ливанской судоходной компанией и использовалось для перевозки
различного сырья, тогда же и было получено новое имя – CedarPride. Однако, под этим
именем ему оставалось ходить не долго. Летом того же года во время перевозки
груза с удобрениями для экспорта в Ирак, CedarPrideпотерпел крушение из-за взрыва в
машинном отсеке. Огонь охватил все судно, чему поспособствовал груз –
легковоспламеняющиеся удобрения. Понадобилось несколько дней для того, чтобы
потушить огонь. Однако, полностью сгорев, CedarPrideне потонул. Никому уже не нужные обломки корабля, были
пришвартованы в порту, однако, они занимали слишком много места, и никто не
знал, что делать с останками потерпевшего крушение судна. Но однажды из
иорданской ассоциации WWFкоролю Хусейну, проводившему отпуск в Акабе, поступил звонок
с предложением отбуксировать и затопить судно, чтобы, по-возможности создать
искусственный риф. Король отнесся к предложению с энтузиазмом и одобрил его. Итак, в 1986 году, удалив остатки
горючегос корабля, дабы не загрязнять
морское дно, останки корабля отбуксировали в море на несколько киломметров к
югу от порта и затопили при помощи взрывных устройств. Сейчас затонувшее судно
располагается менее чем в ста метрах от побережья, на глубине от 9-27 метров. Возможно,
из-за химической реакции оставшегося на борту удобрения (фосфат) и соленой
воды, через некоторое время металлические конструкции корабля достаточно быстро
стали переливаться разными цветами в сочетании с разноцветными кораллами, губками и огромных
размеров алционариями корпус судна,
действительно, выглядит очень ярко и красочно. Разноцветные кораллы в каком-то
смысле украшают трехлопастный винтовой двигатель судна,а носовой брус, заканчивающий корпус судна,
теперь частично скрыт и попросту не виден, так какобильно покрыт разноцветными ветвями
алционарий. Погружение на судно не требует
особенной подготовки, в этом месте нет сильных течений, видимость очень
хорошая, поэтому, даже малоопытные дайверы смогут обследовать судно.Погружение вообще можно начать с берега,
преодолевая дистанцию вдоль песочного дна, испещренного морскими ежами. Приблизительно
половина пути в таком случае, пройдет на глубине не более 2 метров, далее дно
постепенно опускается приблизительно метров на 80, выстраиваясь в пирамидальные
выступы. На одном из выступов на своем левом борту покоится судно с обращенном
к верху носом по направлению к западу. Четко по середине в корпусе кораблянаходится отверстие – что-то вроде прохода,
который позволяет без труда обследовать судно изнутри. На морском дне все еще
располагается одна из заржавевших спасательных шлюпок.Что касается фауны, то здесь она
просто изумительна: невообразимое количество анемонов, огромные красивые
кораллы, губки, всюду встречающиеся, снующие взад и вперед антиасы,
удивительные рыбы-Наполеоны, а если повезет, то и черепахи – все это,
действительно, захватывает дух. Оставшуюся часть времени лучше всего потратить
на обследование другого судна, располагающегося в пятидесяти метрах от кормы CedarPride по направлению к
юго-востоку. У этого изящного суденышка нет названия, но, видимо, оно
использовалось для перевозки туристов. Если повезет, то в этом месте можно
встретить рыбу-крокодила, которая облюбовала для себя это место.
Грузовое судно
острова GobalShagir
В нескольких сотнях метров от BluffPointрасполагается
затонувший корабль, на этот раз речь идет о довольно большом судне, которое
затонуло около ста лет назад после столкновения с рифом, располагавшимся на
северной стороне острова GobalShaghir.Это Британское торговое судно, по
всей видимости наполненное электроматериалами, расположено на коралловом рифе
по направлению к северу, в этом месте, как правило, превалируют сильные ветра и
зачастую очень сильные течения. Однако, для того, чтобы посмотреть на
затонувшее судно, нет необходимости спускаться на большую глубину, так как нос
корабля лежит на глубине 5-6
метров, а его корма на глубине 25 метров. Погружение
может быть затруднено лишь в силу плохих погодных условий.Итак, перед погружением стоит
дождаться того дня, когда погода будет более менее благоприятная для дайва.
Будьте уверены, ваши ожидания будут обязательно вознаграждены тем, что ожидает
вас под водой. Но погружение на затонувший корабль нельзя назвать свершившемся,
если вы не обследуете еще и густо населенный коралловый риф, который является
неотъемлемой и завершающей частью программы.Вместо того,чтобы плыть непосредственно к затонувшему
судну, лучше проплыть метров 20-30 вперед, к восточной или западной части судна,
в зависимости от течения. Позвольте течению пронести вас вдоль коралловой стены,
обильно наполненной различными жизнеформами, постепенно вы продвинетесь к
огромной корме, полностью сохранившейся и лежащей на глубине 25 метров. Там же из
песочного дна наполовину выступает большой четырех-лопастный винт, густо
покрытый типичными для тропических вод алционариями.Уцелевшая корма корпуса судна усеяна
тубастреей- солнечными кораллами с
розоватыми чашечками, кстати, не стоит их путать с астроидами, которые растут в
южной части Средиземного моря и ждут наступления темноты, чтобы раскрыть свой
венчик из щупалец. Эта часть корабля сохранилась лучше всего, поэтому на палубе
можно обнаружить конструкции судна, характерные для того времени. Корпус
находится уже не в очень хорошем состоянии, однако, если следовать дальше вдоль
корпуса, то можно обнаружить зияющие дыры, через которые представляется
возможным попасть туда, что когда-то считалось трюмами корабля.Здесь все еще можно увидеть часть
сохранившегося груза: электроматериалы, фарфоровую изоляцию, старые батареи. В
трюмах растут красивые черные кораллы – главная особенность затонувшего судна.
В 20-30 метрах
от BluffPoint,
располагаются обломки, отделившиеся от судна: огромное колесо, назначение
которого не совсем понятно, а также металлические пластинки, которые облюбовали
glass-fish. В этом месте стоит быть очень
осторожным и внимательным, так каксреди
стальной обшивки и кораллов скрывается немало stonefish–
очень ядовитая рыба. Если присмотреться к морскому дну, можно распознать рот
ядовитых рыб, который выдает любую даже самую идеальную маскировку.Однако, помимо stonefishи glassfishздесь
можно встретить и других рыб. На этом сайте, который простирается в открытое
море, и где постоянно возникают сильные течения, абсолютно нормально
повстречаться с большими стаями щук, акулами и с огромными морскими окунями.
ShagRock Располагается в миле от ShaabAli и в 6 милях от затонувшего судна Thistlegorm. ShagRock – это
небольшой коралловый риф, отмеченный небольшим металлическим маяком на
юго-восточной стороне. Возле маяка находится большое песчаное плато,
уходящее на глубину 8-10м. В северной части рифа на глубине 15м
располагается небольшое затонувшее судно, нос которого наседает на риф.
Долгое время корабль носил не свое имя – SaraH. Как оказалось, это британское торговое судно, настоящее имя которого – Kingston – построенное в 1871г. 22 февраля 1881г. судно натолкнулось на риф. Kingston- это судно с двухцилиндровым двигателем, позволявший развивать скорость до 11 узлов, длина
судна – 78м, ширина – 10м. Исследование судна начинается с кормовой
части, расположенной на глубине 15м. На корме очень хорошо сохранился
винт. Дальнейший маршрут происходит внутри корпуса судна. Остатки
двигательного отсека и бойлеры все еще неплохо сохранились, однако
носовая часть судна, расположенная на глубине 4м полностью разрушена. С
правой стороны от затонувшего судна можно рассмотреть останки мачты,
покоящиеся на морском дне. Фауна в этом месте особенно интересна, здесь
обитают рыба хирург и рыба кролик. Далее погружение продолжается по
направлению к востоку или западу, где можно исследовать риф, у которого
обитают груперы, черепахи, snappers, белоперые акулы, eagleray. Также это место регулярно посещают дельфины. Превалирующие кораллы – acropora, softcoral. Обитатели – рыба хирург, рыба кролик, групер, черепаха, chromodoris, trevally, snapper.
Thistlegorm Thistlegorm
- британское грузовое судно, принадлежавшее компании Albyn Line. Длина
судна – 126,5м, ширина - 17,5м, трехцилиндровый паровой двигатель, 1860
лошадиных сил, что позволяло развивать скорость до 10,5 узлов. Судно
было построено для транспортировки необходимых средств для британских
войск в военное время. В мае 1941г. с экипажем в 39 человек,
заполненное амуницией, боеприпасами, винтовками, мотоциклами, грузовыми
автомобилями, танками для передвижения по пустыне, локомотивами,
запчастями для самолетов, медикаментами, резиновой обувью, судно
покинуло порт Glasgow. Груз предназначался для 8-ого британского полка,
остановившегося в Египте и в Ливии. Судно уже было на пути к верхней
части Красного моря, но сбросило якорь в заливе Gubal, так как не
смогло попасть в Суэцкий канал из-за судна, которое попало на немецкую
мину. В ночь с 5-го на 6-е октября немецкий бомбардировщик Heinkel He III
заметил и атаковал судно. Бомба попала в 4-ый отсек, где, среди разных
вещей находилась амуниция. Взрыв был настолько сильным, что локомотивы,
весившие 126 тонн каждая, моментально ушли на 30-ти метровую глубину.
Само судно также довольно быстро опустилось на ту же глубину 6 октября
1941г. в 01:30. Экипаж корабля и капитан были спасены близлежащим
судном HMS Carlisle, однако, 9 человек погибли во время атаки. Первым, кто открыл затонувшее судно, был Жак-Ив Кусто. На легендарном
судне Calypso он побывал в этих водах в 1955г., а затем упомянул о
затонувшем судне Thistlegorm в статье, опубликованной в 1956г. году в
журнале National Geographic. Однако, о затонувшем корабле вскоре забыли
и лишь в 1992г. году оно было заново открыто израильским шкипером. За
короткое время Thistlegorm стал излюбленным местом дайверов со всего
мира. Thistlegorm располагается в 19,2 милях от заповедника Ras Mohammed и в 31 мили
от Шарм-эль-Шейха. Зачастую бывает сложно обнаружить точное
расположение затонувшего судна, так как ни одна из его частей не
выходит на поверхность, поэтому, следует использовать GPS, компас, или,
в крайнем случае, ориентироваться на видимые знаки. Как правило, на этом дайв-сайте проводится два погружения. Первое предполагает осмотр корабля снаружи, втрое – изнутри. Погружение происходит в районе 4-х лопастного винта затонувшего судна, который располагается на глубине 30 м. Далее, на 25-метровой глубине, если следовать классическому маршруту, располагается пушка ( 4,7 дюйма),
а на носу корабля – пушка, предназначенная для обстрела самолетов,
обычно окруженная большим количеством glassfish. Чуть дальше можно
увидеть довольно широкую пробоину – место, в которое попала роковая
бомба – 4-ый отсек, в котором находились два танка (сейчас, они
расположены на дне моря, возле корабля, причем они неплохо сохранились)
и два трейлера, предназначенные для перевоза амуниции. Один из двух
локомотивов лежит в 30 м
от корпуса затонувшего судна, на юго-западной стороне, на уровне 4-ого
отсека. Главная ось локомотива, на которой сохранились две пары колес,
располагаются параллельно судну. Двигаясь дальше, вдоль корпуса
корабля, можно увидеть дымовое отверстие между обломками палубы. Рядом
располагается 3-ий отсек, который был заполнен углем. Продвигаясь к
центральной и верхней части корабля, можно обнаружить мостик, все
содержимое которого было извлечено, вплоть до бортового телеграфа,
который использовался для того, чтобы отдавать распоряжения в
двигательный отсек. Затем, капитанская комната, и далее – 2-ой отсек, в
20-метрах от которого располагается второй локомотив. Продолжая
погружение вдоль главной палубы корабля по направлению к носу, можно
увидеть два больших кабестана и вороты, сохранившиеся во 2-ом отсеке, а
также наклоненную мачту. Дальнейшее погружение вдоль главной палубы
приводит к вентиляционной системе трюмов, где располагаются два ворота
перед входом в 1-ый отсек, по краям которых располагаются транспортные
средства для перевоза воды. Далее, следуя этому маршруту, можно увидеть
буксируемый кораблем подводный аппарат для защиты корабля от якорных
контактных мин. Такие устройства применялись на многих британских
суднах во время II Мировой войны. Если плыть далее по направлению к
носу корабля, можно обнаружить две маленькие лестницы, ведущие к
носовым кубрикам, в центре которых прекрасно сохранился большой якорный
ворот. На этом заканчивается внешний осмотр корабля.
Отсеки корабля Исследование основных отсеков корабля происходит на втором погружении. 3-ий отсек.
В 3-ем отсеке находился уголь, использующийся для работы двигателя.
Если течение сильное, то можно без проблем переместиться во 2-ой отсек
корабля. 2-ой отсек
состоит из двух уровней. На верхнем уровне располагаются грузовые
машины и мотоциклы, некоторые из них с колясками. По левой стороне
нижнего уровня находятся трейлеры и запасные крылья для самолетов, а
также грузовые машины, в которые помещены мотоциклы с колясками и
резиновая обувь. 1-ый отсек
располагается в районе носа корабля и связан со 2-ым отсеком через
внутренний боковой проход. На верхнем уровне этого отсека также
располагаются грузовые машины и мотоциклы. На нижнем уровне находится
обшивка для двигателей самолетов, ящики с медицинскими принадлежностями
и несколько переносных электрических генераторов. Сейчас Thistlegorm является одной из самых известных исторических
реликвий, и цена поездки на Thistlegorm (если вы совершаете daily dive)
в два раза больше, чем поездка в пирамиды на плато Гиза. Обитатели - анемоновые рыбы, barracuda, grouper, batfish, trevally, butterflyfish, surgeonfish, crocodilefish, soldierfish.
ShaabAbuNuhas
Такое название рифу дали рыбаки, которым попадается много меди в сети. Риф располагается в срединной части залива Gubal, к северу от острова Shadwan.В районе этого рифа затонуло немало кораблей, четыре из которых вполне доступны и сейчас. Все затонувшие корабли располагаются в северной части рифа. Самое старое судно – Carnatic, затонуло 12-13 сентября 1869г. Последнее из затонувших суден – GhiannisD., затонуло в 1983г. На юге располагаются три небольших рифа – так называемые Yellowfishreefs, из-за того, что здесь обитает очень много рыб желтого цвета – butterflyfish, grunts, goatfish. Эти рифы используются, как альтернативный дайв-сайт в том случае, если погодные условия не позволяют совершить wreck-дайв. Погружения на затонувшие корабли желательно проводить с зодиака, в безветренную погоду.
GhiannisD Греческое грузовое судно. Затонуло 19 апреля 1983г. в северо-западной части рифа AbuNuhas. Когда речь заходит о причинах столкновения корабля с рифом, ссылаются на
невнимательность капитана. После столкновения, судно затонуло не сразу,
поэтому все члены экипажа были спасены египетским судном SantaFe.GhiannisD. был построен и спущен на воду в 1969г. в Японии и назывался ShoyoMaru. Судно с шестицилиндровым двигателем развивало скорость до 12 узлов. Длина судна – 99,5м. ширина – 16м. В 1975г. судно было продано и получило название «Markos». А в 1980г. греческая компания «DumarcShippingandTradingCorporation» купила судно и переименовала в GhiannisD. Компания прибавила заглавную букву «D» в качестве инициала компании. Букву «D» все еще можно рассмотреть на затонувшем судне, именно поэтому, многие считали, что название судна – Dana. Судно
лежит на глубине 27м. Нос корабля отделен от кормы, обе части лежат на
левой стороне и покрыты красивыми мягкими кораллами в том месте, где
произошел разлом. Обе части очень хорошо сохранились, что дает
возможность тщательно их исследовать. Погружение
желательно проводить в условиях спокойной воды, начиная с кормовой
части, которая лежит отдельно от корпуса судна и является наиболее
интересной для исследования. На корме судна
расположен шестиметровый ворот, который можно разглядеть с бота, если
море спокойно. В центре мостика, который также очень хорошо сохранился,
располагается штурвал. Попав во внутрь мостика можно почувствовать
легкую дезориентацию из-за отклонения кормовой части в левую сторону.
Далее, исследование продолжается в
двигательном отсеке, куда можно попасть через воронку, здесь прекрасно
сохранились все двигатели, механические конструкции и различные
инструменты. Дальнейшее погружение продолжается по направлению к носу
корабля, но к сожалению, весь корпус корабля полностью разрушен. Нос
корабля также лежит отдельно на левой стороне, на глубине 18м. В центре
носовой части располагается большая мачта, якорная цепь, проходящая
через клюз. Помимо самого корабля можно также понаблюдать за морской
фауной, которая здесь очень хорошо представлена. Превалирующие кораллы - мягкие кораллы, губки. Обитатели - анемоновая рыба, glassfish, рыба-крылатка, групер, batfish, parrotfish, гигантская мурена.
Carnatic
Располагается к востоку от затонувшего корабля GhiannisD. и лежит параллельно греческому грузовому судну. Carnatic
- британское судно, построенное в 1862г. Длина судна – 89,9м, ширина –
11,6м, четырехцилиндровый двигатель. Оно принадлежит к первому
поколению суден, которые ходили, как под парусом, так и используя паровой двигатель. Направляясь в Бомбей, судно из-за навигационной ошибки село на мель в ночь с 12-13 сентября 1869г. Судно перевозило партию монет ценностью в 40000 фунтов
стерлингов, хлопок, почту, предназначавшуюся британским войскам в
Индии, бутылки вина и содовую воду. На борту находились 34 пассажира и
176 членов экипажа. Капитан корабля PhilipButonJones
не посчитал ситуацию опасной, так как море было спокойным и судно
достаточно прочно село на риф, и принял решение оставаться на судне в
ожидании помощи. Однако, в 2 часа 14 сентября уровень воды в корпусе
судна резко поднялся, ветер усилился, волны стали больше. В 23 часа
капитан отдал приказ покинуть корабль, но судно неожиданно раскололось
на две части, забрав, при этом, 31 жизнь. Все остальные были спасены
проходящим неподалеку судном Sumatra.Часть корпуса корабля оставалась на рифе еще несколько месяцев, до тех
пор, пока сильным штормом не была увлечена на 27 метровую глубину.
Сейчас большая часть корабля покрылась ржавчиной и мягкими кораллами.
Погружение на судно начинается с кормовой
части, на которой сохранился большой трехлопастный винт, продолжается
вдоль палубы вплоть до мостика и двигательного отсека, который
располагается на глубине 25м. На дне лежат носовая и кормовая мачты. В
трюмы корабля, в которых обитает множество glassfish , достаточно просто попасть. Нос корабля лежит на рифе на глубине – 16 м. Сам корабль покрыт кораллами и губками.